«Помощь в области Транспортной экспедиции»

 

Отсканируйте пакет имеющихся у вас документов (в JPG формате не менее 150 bpi), приложите файл с вашими реквизитами, свидетельство, телефон для связи, и отправьте к нам на электронную почту.

Документы будут рассмотрены БЕСПЛАТНО, в течение 5 рабочих дней, после чего с вами свяжутся и дадут полную консультацию по вашему вопросу!

Все расходы юридических услуг ложатся на должника!

 

- бывает такое, что по другому не назовёшь! Как есть, так есть!

В транспортной экспедиции желая заработать можно легко попасть на деньги выбрав нерадивого перевозчика, а ещё хуже попав на мошенников, а отвечать перед заказчиками придётся именно ВАМ!

 

- Транспортная экспедиция – По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и маршрутом, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

- Документы и другая информация, предоставляемая экспедитору - Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции. Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные. В случае не предоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации.

- Исполнение обязанностей экспедитора третьим лицом - Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязанности на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.

- Одностороннее расторжение договора экспедиции - Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

 

Основные проблемы, возникающие при экспедировании грузов автомобильным и железнодорожным транспортом в международном сообщении.

Учитывая тот факт, что наше государство расположено в самом центре Европы, территория Беларуси является практически перекрестком автомобильных и железных дорог, в последнее время возникает множество вопросов связанных с транспортно-экспедиционной деятельностью.

Основными нормативными документами, регламентирующими транспортно-экспедиционную деятельность в Республике Беларусь являются:

- Гражданский кодекс (глава 41) (далее по тексту ГК РБ),

- Закон Республики Беларусь от 05.05.1998г. № 140-З «Об основах транспортной деятельности»,

- Закон Республики Беларусь от 21.07.2001№ 50-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»,

- Закон Республики Беларусь от 6 января 1999г. № 237-З «О железнодорожном транспорте»,

- Правила транспортно-экспедиционной деятельности в Республики Беларусь, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 09.02.1996г, № 86,

- Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Министерства транспорта и коммуникации Республики Беларусь от 01.07.2002г. № 20,

- Автомобильные перевозки, организуемые Экспедитором в международном сообщении, выполняются в соответствии с условиями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (CMR) (далее по тексту Конвенция КДПГ),

- железнодорожные перевозки выполняются в соответствии с Соглашением о международном грузовом сообщении (далее – СМГС),

- Устав железнодорожного транспорта общего пользования (далее – Устав).

В соответствии с п. 1 ст. 755 ГК РБ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Работа по экспедированию грузов строится по схеме: Клиент заключает договор с Экспедитором, а Экспедитор в свою очередь привлекает к перевозке Исполнителя (Перевозчика).

После заключения договора транспортной экспедиции (далее – договор), Клиент предоставляет Экспедитору Заявку с указанием всех условий данной перевозки. Началом оказания экспедиторских услуг считается факт принятия Экспедитором Заявки. Если из договора не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

Следует различать договоры, заключаемые экспедитором:

- с клиентом (договоры транспортной экспедиции);

- с исполнителем (договоры перевозки).

Объём прав и обязанностей, как экспедитора, так и клиента в договоре транспортной экспедиции, может быть различным. В случае, когда в отношениях с третьими лицами, участвующими в выполнении транспортно–экспедиционных услуг, экспедитор выступает от своего имени, его действия создают права и обязанности только для него.

Когда экспедитор в отношениях с третьими лицами выступает от имени заказчика, его действия в отношении третьих лиц создают права и обязанности для заказчика.

Соответственно, если при выполнении договора возникают спорные моменты (например, утрата груза), в первом случае экспедитор обязан возместить ущерб клиенту, и имеет право взыскать убытки с непосредственного исполнителя. Во втором случае все спорные вопросы клиент должен решать непосредственно с исполнителем.

К спорным (основным) моментам, возникающим при выполнении перевозки, можно отнести следующее:

- срыв перевозки;

- простой на загрузке/выгрузке;

- задержка в доставке груза;

- утрата и повреждение, недостача грузов.

Итак, Заявка принята к исполнению. Заявка является основанием возникновения обязательств у перевозчика подать для перевозки автотранспортное средство, вагоны и контейнеры, а клиенту (грузоотправителю) – предъявить к перевозке груз и использовать транспортные средства под заявленный к перевозке груз.

Срывом перевозки будут считаться следующие нарушения обязательств:

1) это подача под погрузку транспортного средства в ненадлежащем техническом состоянии, либо подача транспортного средства несоответствующего требованиям, указанным в заявке, либо необеспеченного документацией на транспортное средство;

 

2) если транспортное средство не пребывают под погрузку в срок, указанный в заявке;

3) если информация, переданная Клиентом в Заявке, оказалась недостоверной;

4) если Клиент не предоставил груз в срок, указанный в Заявке;

5) если одна из сторон отказалась от своих обязательств после подтверждения принятия заявки.

Ответственность экспедитора при срыве перевозки выражается в своевременном устранении вышеперечисленных нарушений.

Так, если срыв перевозки вызван ненадлежащим исполнением своих обязательств по договору перевозки непосредственно Перевозчиком (п.п. 1, 2), Экспедитор обязан привлечь к перевозке другого перевозчика (при выполнении автомобильной перевозки), либо обязать Перевозчика заменить транспортное средство (вагон, контейнер). При невыполнении своих обязанностей или при невозможности их исполнить Экспедитор несет ответственность перед Клиентом и возмещает ему убытки, вызванные срывом перевозки.

На практике зачастую срыв перевозки происходит по причине подачи автомобиля под погрузку в ненадлежащем техническом состоянии. Тут следует помнить, что в соответствии с п. 3 ст. 17 Конвенции КДПГ перевозчик не освобождается от ответственности по причине дефектов транспортного средства, которым он пользуется для осуществления перевозки. Перевозчик должен всегда эксплуатировать только технически исправное транспортное средство.

Если срыв перевозки произошел по вине Клиента (п.п. 3,4), то Экспедитор обязан связаться с Клиентом и выполнить все от него зависящее в обеспечении своевременной загрузки груза. В противном случае, Экспедитор несет ответственность перед Перевозчиком и возмещает ему убытки в связи со срывом перевозки. Согласно п.2 ст. 11 Конвенции КДПГ Перевозчик не обязан проверять правильность и полноту документов и сведений, которые должны быть приложены к накладной грузоотправителем до выдачи груза. Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за ущерб, причиненный отсутствием, недостаточностью или неправильностью таких документов и сведений.

Одностороннее расторжение договора экспедиции закреплено в статье 759 ГК РБ. Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. Однако, на практике зачастую отказ от перевозки может последовать в день нарушения обязательств. Причиной такого отказа является срочность выполнения заказа, либо скоропортящийся груз, и иные причины.

В соответствии с ГК РБ при одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора. Как правило, в договоре могут быть предусмотрены фиксированные штрафные санкции за срыв перевозки.

При международных перевозках грузов автомобильным транспортом стороны в договоре перевозки вправе устанавливать ответственность в виде неустойки (штрафов, пени) в иностранной валюте. Данная норма содержится в п. 2 ст. 27 Конвенции КДПГ, а именно «когда данные, служащие для исчисления платежей возмещению суммы, не выражены в валюте государства, в котором предъявлено требование о возмещении, перерасчет в эту валюту производится по текущему курсу дня и места выплаты возмещения». Одновременно данная норма предусмотрена пунктом 26 постановления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004г. № 72 «Об утверждении Правил проведения валютных операций» (в редакции постановления от 27.12.2004г. № 190).

В ходе выполнения перевозки случается простой транспортного средства на загрузке/выгрузки груза. В этом случае в обязанности Экспедитора входит своевременное вмешательство в данную ситуацию. Ибо в противном случае он несет ответственность перед Перевозчиком в виде штрафа (если это предусмотрено договором перевозки грузов) за каждый день простоя.

Простой транспортного средства при загрузке может быть вызван теми же причинами, что и срыв загрузки. А именно, информация, переданная Клиентом в Заявке, оказалась недостоверной, либо Клиент не предоставил груз в срок, указанный в Заявке.

Простой транспортного средства при выгрузке может быть вызван не принятием груза грузополучателем.

Во всех случаях на месте загрузки/выгрузки должен оформляться соответствующий документ (карта простоя), подтверждающий простои. Только при предоставлении Перевозчиком данного документа Экспедитор вправе взыскать с Клиента неустойку за простой транспортного средства.

При неприбытии транспортного средства на место выгрузки в срок, указанный в Заявке, имеет место так называемая задержка в доставке груза. В соответствии со статьей 19 Конвенции КДПГ признается, что имела место просрочка в доставке, когда груз не был доставлен в согласованный срок или когда в отсутствии согласованного срока фактическая продолжительность перевозки с учетом ее конкретных обстоятельств превышает время, которое разумно должно быть предоставлено добросовестной компании перевозчику.

Обычно срок доставки груза установлен сторонами в Заявке на перевозку. В Заявке согласовывается дата доставки, по истечении которой, в договоре могут быть предусмотрены штрафные санкции к перевозчику за каждый день просрочки в доставке.

Следует знать, что в соответствии с п. 1 ст. 20 Конвенции КДПГ не доставка груза в течение 30 дней по истечении согласованного срока и если срок не был согласован, в течение 60 дней со дня принятия груза перевозчиком, является бесспорным доказательством утраты груза и лицо, имеющее право заявить требование, может считать его утраченным.

В соответствии с п. 119 Устава железнодорожного транспорта груз считается утраченным, если он не был выдан грузополучателю в течение 30 дней по истечении срока доставки.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что в случае просрочки в доставке перевозчик обязан возместить ущерб, которые не может превышать провозных платежей (п. 5 ст. 23 Конвенции КДПГ). В этом случае Клиенту необходимо доказать ущерб, причиненный просрочкой в доставке груза.

Согласно п. 118 Устава железнодорожного транспорта штраф за просрочку в доставке груза не может превышать 30% провозной платы.

Следует заметить, что Конвенцией КДПГ не урегулирована ответственность перевозчика за неподачу или несвоевременную подачу транспортного средства под погрузку, за простой транспорта под погрузкой и разгрузкой сверх установленных норм времени, а также за простой автотранспортного средства в месте стоянки или пути следования, возникшей по вине грузоотправителя (грузополучателя). В связи с этим стороны вправе установить их размер в договоре международной автомобильной перевозки.

Сдача груза получателю в пункте назначения производится по CMR-накладной по количеству мест, весу и объему. Если при приемке груза от перевозчика, в месте доставки, у получателя возникают претензии по поводу явно выраженной порчи, повреждения или недостачи груза, то он обязан немедленно сделать об этом соответствующую оговорку в товарно-транспортной накладной (CMR-накладной). Если недостача, порча или повреждение груза имели незаметные внешне потери или повреждения и были обнаружены грузополучателем после принятия груза от перевозчика, то получатель вправе не позднее 7 дней со дня принятия груза, исключая выходные и праздничные дни, предъявить письменную претензию перевозчику. Данная норма закреплена в п. 1 ст. 30 Конвенции КДПГ.

Учитывая тот факт, что оговорка сделанная в накладной зачастую не фиксирует размер поврежденного (недостающего) груза, причин повреждения (недостачи), то представители перевозчика и заказчика должны подписать акт (например, Акт приемки товара по количеству и качеству), а при несогласии с его содержанием — изложить в акте своё мнение. Кроме этого, перевозчик может по своей инициативе или по требованию грузополучателя пригласить соответствующих экспертов для установления размера или причин недостачи, порчи или повреждения груза, а также для определения суммы, на которую понизилась стоимость груза. При железнодорожной перевозке факт утраты, повреждения, недостачи груза устанавливается коммерческим актом или актом общей формы, составляемым железнодорожными станциями.

В случае отказа начальника станции или лица, его заменяющего, в составлении коммерческого акта или оформления его с нарушением Правил грузополучатель имеет право до вывоза груза со станции подать об этом письменное заявление начальнику отделения дороги непосредственно или через начальника станции. При подаче заявления через начальника станции грузополучателю выдается расписка в приеме жалобы с указанием приложенных документов. Начальник отделения дороги должен дать мотивированный ответ на поступившую жалобу в течение суток по скоропортящимся грузам и не позднее трехдневного срока по получению заявления в остальных случаях.

Каким образом определяется ответственность Экспедитора за вышеперечисленные нарушения договорных обязанностей.

Вернемся к началу статьи, если в отношениях с третьими лицами, участвующими в выполнении транспортно–экспедиционных услуг, экспедитор выступает от своего имени, его действия создают права и обязанности только для него; если экспедитор в отношениях с третьими лицами выступает от имени заказчика, его действия в отношении третьих лиц создают права и обязанности для заказчика.

В первом случае, ответственность Экспедитора прописана в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности.

В соответствии со статьей 756 ГК РБ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 Гражданского Кодекса.

Согласно статьи 7 Правил Экспедитор несет ответственность за причиненный ущерб в связи с утратой или повреждением груза, а также за задержку в доставке груза, если обстоятельства, вызвавшие эту утрату, повреждение или задержку, имели место во время нахождения груза в его ведении и если экспедитором не будет доказано, что он принял все необходимые меры для избежания таких обстоятельств и их последствий.

 

Согласно пункту 1 статьи 14 ГК лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законодательством или соответствующим законодательству договором не предусмотрено иное. В соответствии с пунктом 1 статьи 353 ГК право (требование), принадлежащее кредитору по обязательству может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании акта законодательства.

Таким образом, если при осуществлении перевозки имело место утрата, порча или повреждение перевозимого груза, то при выплате суммы ущерба Экспедитором Клиент в письменном виде оформляет переход права требования (передачу полномочий) по взысканию ущерба с непосредственного причинителя вреда.

Следовательно, если при выполнении договора возникают спорные моменты, экспедитор обязан возместить ущерб Клиенту, но при этом он имеет право взыскать убытки с непосредственного исполнителя.

Во втором случае, когда Экспедитор в отношениях с третьими лицами выступает от имени заказчика, отношения строится в соответствии с Конвенцией КДПГ. Конвенция не регулирует вопрос о передаче грузополучателем права на предъявление претензии, иска. В таком случае непосредственно Клиент должен обращаться с претензионными требованиями к Перевозчику и наоборот, так как в Конвенции сторонами перевозки выступают: с одной стороны Перевозчик, а с другой стороны – грузоотправитель и грузополучатель.

При экспедировании железнодорожной перевозки груза к перевозчику (железной дороге) имеет право обращаться только непосредственный владелец груза. В соответствии со статьями 110 - 145 Устава железнодорожного транспорта, статьями 41 - 46 Закона о железнодорожном транспорте ответственность перевозчика (железной дороги) установлена в фиксированном размере в виде штрафов, также установлен размер имущественной ответственности предприятий и организаций железнодорожного транспорта общего пользования, не обеспечивающих сохранность груза.

В настоящее время в Республике Беларусь не урегулирована надлежащим образом транспортно-экспедиционная деятельность. В частности не урегулированы вопросы, касающиеся договорных отношений между несколькими экспедиторами, не прописаны должные действия Экспедитора при возникновении критических ситуаций, связанных непосредственно с доставкой груза, не установлены основания и размер ответственности Экспедитора перед Клиентом и Перевозчиком и наоборот и т.п.

 

Отсканируйте пакет имеющихся у вас документов (в JPG формате не менее 150 bpi), приложите файл с вашими реквизитами, свидетельство, телефон для связи, и отправьте к нам на электронную почту.

Документы будут рассмотрены в течение 5 рабочих дней, после чего с вами свяжутся и дадут полную консультацию по вашему вопросу!

Все расходы юридических услуг ложатся на должника!

 

Договор транспортной экспедиции

В соответствии с Российским законодательством

Правильно составленный договор транспортной экспедиции поможет не только распределить ответственность между экспедитором и его клиентами, но и защитить интересы обеих сторон

Рассмотрим некоторые особенности и аспекты заключения договора транспортной экспедиции.

Прежде всего – для чего он необходим? Процесс перевозки грузов неразрывно связан с комплексом разнообразных операций – начиная с упаковки и маркировки и заканчивая погрузкой и выгрузкой товара. Зачастую для этого требуется профессиональное оборудование и коллектив специально подготовленных сотрудников. Но если штат вашей компании невелик, а поток отправляемых или получаемых грузов значителен, то самостоятельно заниматься всем этим обременительно и экономически невыгодно. В этом случае можно прибегнуть к помощи посредников, то есть воспользоваться услугами так называемых транспортно-экспедиционных компаний, в сферу деятельности которых входит доставка груза в целости и сохранности до места назначения точно в срок. Заверяются права и обязанности обеих сторон договором транспортной экспедиции. В юридической литературе его традиционно определяют как договор, в соответствии с которым экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента (грузоотправителя либо грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза.

Таким образом, целью транспортно-экспедиционного обслуживания является освобождение хозяйствующих субъектов от необходимости выполнять многочисленные и трудоемкие операции, связанные с отправкой, транспортировкой и получением грузов, а также заключать договоры на перевозку с каждым отдельным видом транспорта. Наличие посредника между предпринимателем и транспортными организациями позволяет первому значительно сэкономить время и средства, тем самым увеличив свою прибыль.

Права и обязанности сторон, договора транспортной экспедиции

Как мы уже упоминали, основной обязанностью экспедитора является выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза. В их число входят:

- организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом;

- заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки;

- получение требующихся для экспорта или импорта документов;

- выполнение таможенных и иных формальностей;

- обеспечение отправки и получения груза;

- проверка соответствия количества и качества груза заявленным в документах параметрам;

- погрузка и выгрузка груза;

- уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;

- хранение груза и др.

При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить оригиналы договоров, заключенных в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Согласно  статье 805 ГК РФ, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей третьих лиц, если иное не предусмотрено договором. При этом в соответствии со  статьей 403 ГК РФ он не освобождается от ответственности перед клиентом за действия этих лиц и несет ее в этом случае на общих основаниях. Особо в Законе отмечено, что экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

В Законе также указаны условия, при которых экспедитор вправе отступать от указаний клиента, но только в интересах последнего и с обязательным его уведомлением о произведенных действиях в течение суток. Возможно это в случае, если указания клиента неточны или неполны либо экспедитор по независящим от него причинам не имел возможности запросить согласие клиента на отступление или получить ответ в течение суток.

При заключении договора необходимо иметь в виду, что согласно статье 3 Закона, экспедитор, если это предусмотрено договором, имеет все основания удерживать находящийся в его распоряжении груз вплоть до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов. А вот ответственность за порчу груза вследствие его удержания экспедитором в таких случаях несет клиент.

Клиент обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им в связи с исполнением договора расходы и издержки. Сроки, форма и порядок уплаты всех этих сумм стороны также указывают в договоре.

Закон оставляет право выбора вида транспорта, маршрута и последовательности перевозки различными видами транспорта за клиентом. Однако если клиент отказывается от этого права, экспедитор может самостоятельно определить все условия, но исходя из интересов клиента.

Экспедитор вправе проверять достоверность представленных клиентом документов, а также информации о свойствах груза, условиях его перевозки и иных сведений, необходимых для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. Само собой, что непосредственной обязанностью клиента является своевременное представление экспедитору и полной достоверной информации, и необходимых для прохождения таможенного, санитарного и других видов государственного контроля документов. Содержание такой информации, перечень представляемых клиентом документов и порядок их представления целесообразно описать в договоре.

Но экспедитору следует иметь в виду, что договор этот является консенсуальным*. Эта, на первый взгляд, теоретическая характеристика, может иметь серьезные практические последствия в ходе судебного разбирательства по предъявленным претензиям. Так, например, имел место иск клиента к транспортно-экспедиционной компании о взыскании убытков, вызванных невыполнением обязательств по договору транспортной экспедиции. В ходе расследования удалось выяснить, что экспедитор взял на себя обязательство за вознаграждение и за счет клиента организовать перевозку грузов, принадлежащих клиенту, по территории Российской Федерации. В соответствии с условиями договора клиент своевременно подал заявку на экспедирование груза, которая была принята экспедитором к исполнению. Однако несколько позже экспедитор отказался от ее выполнения, сделав соответствующую запись на бланке заявки. В результате клиент был вынужден самостоятельно доставлять груз в пункт назначения. Арбитражный суд установил факт нарушения экспедитором своих обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, и взыскал убытки с экспедитора в пользу клиента.

Срок, на который заключается договор, определяется прежде всего потребностями клиента – разовая ли это перевозка или идет поток грузов. Например, вы можете заключить договор транспортной экспедиции сроком на один год, где будут зафиксированы лишь основные права и обязанности сторон. А на каждую конкретную доставку составлять приложение или заявку с описанием того, что везем, куда, когда и кому.

 

 

Виды договоров транспортной экспедиции

В зависимости от конечной цели заключения договора транспортной экспедиции можно выделить несколько видов этих документов.

Договор об обеспечении доставки груза

Это – классическая разновидность транспортно-экспедиционного договора. В соответствии с этим договором экспедитор берет на себя всю полноту ответственности за транспортировочный процесс – от получения груза у грузоотправителя до выгрузки и сдачи его получателю. То есть клиент полностью освобождается от всех действий, связанных с перевозкой груза. Экспедитор же может выполнить условия такого договора либо собственными силами, если, например, груз можно доставить в пределах автомобильного сообщения и у экспедитора есть собственный автопарк, либо привлечь третьих лиц: заключить договоры на перевозку, на погрузочно-разгрузочные работы и так далее, если груз следует сложным смешанным маршрутом. В обоих случаях, согласно  статье 805 ГК РФ, ответственность за доставку перед клиентом несет сам экспедитор. Такой договор максимально удобен для организаций, не имеющих собственных отделов логистики.

Исключение могут составить случаи, когда договор об обеспечении доставки груза с транспортной компанией заключает грузополучатель, а грузоотправитель обязуется передать груз экспедитору, но при этом доставить его своими силами до определенного места передачи.

При таком варианте обязанности по доставке груза и ответственность за товар переходят к экспедитору в момент получения груза от отправителя. Этот момент имеет большое значение для всех сторон, поскольку он определяет не только передачу груза, но и переход рисков утраты или повреждения товара. Кроме того, документ, фиксирующий передачу груза, является основным документом, подтверждающим принятие на себя экспедитором обязанностей по доставке конкретного груза.

Иногда возникают ситуации, когда представитель экспедитора намеренно завышает данные об объеме или весе полученного груза, а клиент впоследствии получает счет, сумма которого вызывает справедливое удивление. Доказать в таких случаях, что данные о грузе были искажены, крайне сложно, поэтому необходимо поручать передачу груза надежному и квалифицированному персоналу, который сможет проверить сведения, содержащиеся в накладной или акте.

Договор транспортно-экспедиционного обслуживания – тот же вид договора об обеспечении доставки груза, но заключаемый на длительный срок. Организации, которая регулярно отправляет партии грузов, выгодно стать абонентом транспортной компании, так как годовое обслуживание предусматривает скидки и соответственно снижение затрат на перевозку.

Договор о доставке груза до места нахождения перевозчика

Возможны также варианты договора о получении груза от перевозчика в пункте назначения и дальнейшей доставке его получателю.

Предположим, вы самостоятельно заключили договор с железной дорогой на перевозку грузов и в договоре с клиентом взяли на себя обязательства по доставке груза непосредственно на его склад. Однако отсутствие подъездных железнодорожных путей к складу (это весьма распространенная ситуация, так как такими путями оборудованы лишь бывшие и ныне действующие крупные государственные предприятия, базы и склады) и ограниченные транспортные ресурсы (например, объем товара – 20-футовый контейнер, а у вас из автотранспорта – лишь "ЗИЛ" грузоподъемностью 3,5 т) накладывают серьезные трудности на исполнение взятых обязанностей.

В такой ситуации оптимальный выбор – заключение договора с крупной транспортной компанией, которая имеет филиал в том регионе, куда вы отправляете товар. В обязанности экспедитора в данном случае будет входить: загрузка транспортного средства на складе грузоотправителя, доставка груза до станции отправления железной дороги и сдача его перевозчику, а также приемка на станции назначения, доставка и выгрузка на складе конечного получателя. В качестве клиента в этой модели могут выступать как грузоотправитель, так и грузополучатель, в зависимости от условий поставки, определенных сторонами в договоре.

Договор об отдельных транспортно-экспедиционных услугах

Такие договоры заключаются небольшими компаниями, которые специализируются на каком-либо одном виде деятельности, например погрузочно-разгрузочных работах, сопровождении грузов и их охране в пути следования или таможенном оформлении и т. п. Несмотря на то что в каждом конкретном случае договор может называться по-разному, но квалифицироваться он будет как договор об оказании услуг, связанных с процессом перевозки груза. Такие договоры могут быть как разовыми, так и длящимися, с подписанием отдельного документа-приложения на каждую заявку клиента.

 

Ответственность экспедитора и клиента в случае нарушения договора

Согласно  статье 803 ГК РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение экспедитором прописанных в договоре обязанностей он несет ответственность перед клиентом по общим правилам, установленным главой 25 ГК РФ. То есть общим основанием ответственности является не вина экспедитора, а обычный предпринимательский риск. Однако есть и исключения из этого правила: если экспедитор сумеет доказать, что нарушение вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, то размер и основания его ответственности будут определяться правилами, предусмотренными действующим законодательством.

Что это означает на практике? Что ответственность за невыполнение обязательств по перевозке всегда носит ограниченный характер. Конечно, вы сможет взыскать прямой ущерб, причиненный повреждением либо гибелью груза, но вот никак не упущенную выгоду. В некоторых ситуациях, например, за невыполнение заявки грузоотправителя перевозчик уплачивает лишь исключительно неустойку (штраф), но не возмещает убытки. Кроме того, уставы и правила всех отраслей транспорта предусматривают достаточно большое число случаев, при которых перевозчик освобождается от ответственности. Для клиента это, безусловно, отрицательная сторона договора транспортной экспедиции.

 Закон "О транспортно-экспедиционной деятельности" содержит расширенный и более подробный перечень оснований ответственности экспедитора перед клиентом. Так, за утрату (если груз не выдан по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки), недостачу или повреждение груза после его принятия экспедитор обязан возместить клиенту реальный ущерб, если не докажет, что произошло это вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить. Ущерб в зависимости от условий договора возмещается в размере объявленной или действительной стоимости груза. Действительная стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца. При ее отсутствии стоимость считается по средней цене на аналогичный товар.

Отдельным пунктом можно предусмотреть возврат экспедитором уплаченного клиентом вознаграждения. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного ранее вознаграждения экспедитор также обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением груза, произошедшими по его вине.

Из  статьи 9 Закона можно узнать, что экспедитор обязан возместить убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств, если иное не предусмотрено договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

Законодательно предусмотрено ограничение ответственности экспедитора при осуществлении им международных перевозок, если экспедитор докажет, что утрата, недостача или повреждение груза явились результатом действия непреодолимой силы, случая или что его неосторожность была легкой, а не грубой. Это правило появилось в законе не случайно. Оно призвано оградить клиентов и прежде всего потребителей от недобросовестности некоторых экспедиторских фирм.

Чтобы упростить порядок возмещения убытков, причиненных клиенту экспедитором, можно использовать механизм страхования экспедируемых грузов. В таком случае после выплаты возмещения клиенту страховая компания в порядке регресса** предъявит иск экспедитору и возьмет все судебные хлопоты на себя.

Но и экспедитор имеет возможность застраховать свои риски, связанные с осуществлением транспортно-экспедиционной деятельности.

Клиент также несет ответственность перед экспедитором, перечень оснований которой хоть и ограничен, но зафиксирован в Законе и не может изменяться договором.

 

Таковыми основаниями могут послужить:

- причинение убытков экспедитору в связи с неисполнением обязанностей по предоставлению информации. Например, вполне уместно требовать возмещения в полном объеме убытков, понесенных экспедитором в связи с отсутствием информации об опасных свойствах груза;

- необоснованный отказ от оплаты расходов, понесенных экспедитором. В этом случае уплачивается штраф в размере 10% суммы этих расходов;

- несвоевременная уплата вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов. При этом взыскивается неустойка в размере 0,1% суммы вознаграждения и расходов экспедитора за каждый день просрочки (но неустойка не может быть больше указанной суммы вознаграждения).

В случае одностороннего отказа от исполнения договора виновная сторона обязана возместить другой стороне вызванные отказом убытки и уплатить штраф в размере 10% суммы понесенных ею затрат.

Что касается процессуального оформления требований, возникающих в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договора транспортной экспедиции, следует обращать внимание на следующие моменты:

для коммерческих организаций и предпринимателей  Закон предусматривает обязательную досудебную процедуру урегулирования – предъявление претензий к экспедитору в письменной форме, которая должна быть рассмотрена в течение 30 дней с момента ее получения;

срок исковой давности для таких требований составляет один год.

 

  Транспортная экспедиция: вехи истории

В России до революции 1917 года договора транспортной экспедиции как такового не существовало. Отдельные его элементы можно было встретить в договорах перевозки, которые заключались с транспортно-экспедиторскими компаниями того времени – частными обществами транспортирования кладей.

Проект Гражданского уложения Российской Империи 1910 года относил экспедиционные сделки к подвиду договора комиссии, то есть предусматривал гораздо более узкую трактовку содержания договора транспортной экспедиции. Но создатели ГУ совершенно не принимали в расчет необходимость совершения кроме юридических еще и фактических действий по сопровождению процесса перевозки. Такое положение дел объяснялось неразвитостью рынка транспортных услуг в условиях как дореволюционной России, так и в первые десятилетия советской власти.

Точкой отсчета в активном развитии и становлении рынка транспортно-экспедиционных услуг, пожалуй, следует считать реформу управления автомобильным транспортом, проводившуюся в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века. В ее ходе в республиках СССР были созданы министерства автомобильного транспорта, при которых появились транспортно-экспедиционные предприятия. Кроме того, в структуре автотранспортных организаций общего пользования появились специальные подразделения – транспортно-экспедиционные службы и отделы. Однако основы гражданского законодательства 1961 года и Гражданский кодекс РСФСР 1964 года по-прежнему не содержали правовых норм о договоре транспортной экспедиции как самостоятельном виде договора.

В 1979 году Совет министров СССР установил, что именно автотранспортные предприятия и только они могут осуществлять транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей при перевозке грузов всеми видами транспорта (как в прямом, так и в смешанном сообщении). Весь спектр возможных услуг подразделяли на юридические действия (заключение договоров перевозки, расчет за транспортировку и т. п.) и фактические или операции производственного характера (осуществление погрузочно-разгрузочных работ, хранение, упаковка, взвешивание и т. д.).

6 февраля 1981 года Минавтотранс РСФСР утвердил Типовой годовой договор на централизованную перевозку грузов со станций железных дорог, портов (пристаней) и аэропортов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты. Именно на основе этого договора в течение долгого времени строили свои отношения с экспедиторами советские организации и учреждения, если им надо было отправлять или получать грузы. Кроме того, в 1984 году были приняты Правила транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР. Некоторые нормы содержались в уставах и кодексах, регулирующих деятельность отдельных видов транспорта.

Во второй части Гражданского кодекса РФ 1996 года появилась глава № 41, в которой содержалось понятие договора транспортной экспедиции, устанавливались требования к форме его заключения (обязательная письменная форма и доверенность в случае необходимости), а также определялись основные моменты деятельности экспедитора.

Принятый 30 июня 2003 года  Федеральный закон № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее –  Закон), вступивший в действие 3 июля 2003 года, определил порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности и оформления перевозочных документов, а также разграничил права и обязанности сторон договора (за исключением деятельности, осуществляемой в области почтовой связи). Статья 2 Закона возлагает на Правительство РФ утверждение правил транспортно-экспедиционной деятельности. Однако и по сей день такие правила не утверждены.

5 августа 2003 года Высший арбитражный суд РФ выпустил Информационное письмо № С5-7/УЗ-886, которое носит рекомендательный характер и заостряет внимание участников делового оборота на некоторых принципиальных моментах указанного  Закона.

Безусловно, необходимо отметить и такие отраслевые нормативно-правовые акты, как Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г., Кодекс внутреннего водного транспорта от 7 марта 2001 г.,  Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г.,  Устав автомобильного транспорта РСФСР от 8 января 1969 г. в действующей редакции.

Срок, на который заключается договор, определяется прежде всего потребностями клиента – разовая ли это перевозка или идет поток грузов

Договор транспортной экспедиции: рекомендации по составлению

При составлении договора не забудьте:

1.Зафиксировать конкретный перечень услуг, которые вы хотите получить от экспедитора.

Чем подробнее вы опишите их в договоре, тем меньше впоследствии возникнет разночтений и взаимных претензий. Что должно входить в обязанности экспедитора? Как распределяются обязанности между ним и клиентом? Кто оформляет таможенные и иные документы? От чьего имени экспедитор будет заключать договоры с перевозчиками и другими организациями? И это лишь малый перечень вопросов, которые могут возникнуть в процессе перевозки груза.

2.Продумать и четко описать в договоре или приложениях к нему маршрут передвижения.

3.Описать характеристики груза и его свойства, а также собрать информацию, которая потребуется экспедитору для выполнения его обязательств.

Значение этого условия определяется тем, что отказ в предоставлении такой информации либо ее нехватка не позволит экспедитору приступить к исполнению своих обязанностей. А это в свою очередь грозит срывами сроков доставки.

4.Определить сроки разгрузки. Поскольку местом назначения доставки, как правило, является некий склад, работающий по определенному графику с утвержденными временными нормативами разгрузки прибывшего транспортного средства, то нарушение экспедитором оговоренных сроков, в которые он должен предоставить транспортное средство к разгрузке, неминуемо приведет к простою и претензиям со стороны клиента.

Но часто случаются и обратные ситуации, когда автомобили экспедитора простаивают по вине грузополучателя. И тогда транспортная компания предъявляет грузоотправителю претензии с требованием оплатить время простоя. А грузоотправитель в свою очередь вынужден перевыставлять претензии получателю.

5.Распланировать сроки и порядок уплаты вознаграждения экспедитору.

Порядок и сроки уплаты вознаграждения экспедитору, а также возмещения его расходов – одно из существенных условий, важное как для экспедитора, так и для клиента. Размер суммы расходов экспедитора, подлежащей возмещению клиентом, а также уточнение, какая из сторон и каким образом будет оплачивать перевозочные тарифы и другие необходимые платежи, обязательно должны содержаться в договоре экспедирования, чтобы максимально оградить клиента от излишних расходов.

6.Удостовериться в наличии лицензии у экспедитора.

Следует иметь в виду, что некоторые элементы транспортно-экспедиционной деятельности, такие, например, как погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах или на железнодорожном транспорте в соответствии с  Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" № 128-ФЗ от 8 августа 2001 г., подлежат обязательному лицензированию.  (См.  Федеральный закон от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", который существенно сократил перечень лицензируемых видов деятельности)

7.Указать как можно больше контактных данных.

Экспедитор должен иметь возможность в случае возникновения обстоятельств, препятствующих выполнению поручения в соответствии с вашими указаниями, как можно быстрее связаться с вами. Тем значимей эта информация, если груз является скоропортящимся, ведь принятие оперативных решений может помочь избежать проблем и минимизировать убытки.

Термин определение

Консенсуальные сделки – сделки, для совершения которых достаточно соглашения сторон. Противоположный вид сделок – реальные, для совершения которых кроме соглашения необходима передача вещи.

Регрессный иск – обратное требование о возмещении убытков

 

Отсканируйте пакет имеющихся у вас документов (в JPG формате не менее 150 bpi), приложите файл с вашими реквизитами, свидетельство, телефон для связи, и отправьте к нам на электронную почту.

Документы будут рассмотрены БЕСПЛАТНО, в течение 5 рабочих дней, после чего с вами свяжутся и дадут полную консультацию по вашему вопросу!

Все расходы юридических услуг ложатся на должника!